Утром коносамент — вечером груз

14.10.2013

Мультимодальные контейнерные перевозки нельзя представить без судоходных линий, которые предоставляют клиентам регулярный сервис для перевозки контейнеров между различными портами мира. В каждой из стран интересы линии представляют линейные агенты, которые контактируют с грузоотправителями и грузополучателями в конкретной стране.

Украина не является исключением из этого правила, поэтому анализ вопроса о выдаче груза линейными агентами в отсутствие коносаментов у грузополучателя, на наш взгляд, будет интересным и актуальным.

Между Продавцом и Покупателем был заключен внешнеэкономический контракт купли-продажи товара. Продажа товара была осуществлена на условиях FOB со 100 % предоплатой. По условиям контракта, товар должен быть доставлен в распоряжение Покупателя на территорию Украины морским путем. Во исполнение своих обязательств по контракту Продавец заключил договор перевозки с Линией, который предусматривал сдачу товара агенту Линии в порту погрузки и получения от последнего оригиналов именных коносаментов на груз. В коносаментах в качестве грузоотправителя значился Продавец, а в качестве грузополучателя — Покупатель. Коносаменты были оформлены на условиях «послеоплаты», то есть фрахт, демерредж и прочие платежи, надлежащие к оплате в пользу Линии, должны были быть оплачены грузополучателем в порту назначения по прибытии груза. После оформления коносаментов груз был доставлен в украинский порт, где поступил во временное распоряжение линейного агента (далее — «Агент»).

Однако уже после сдачи товара для перевозки между Продавцом и Покупателем возник конфликт, в результате которого оригиналы коносаментов на товар не были переданы Покупателю. По прибытии товара в украинский порт Покупатель обратился к Агенту с требованием выдать доставленный товар без предъявления оригиналов коносаментов, поскольку последних у Покупателя не было. Вместо оригиналов Покупатель предъявил Агенту копии коносаментов, полученные Покупателем от Продавца по электронной почте до возникновения конфликта.

Хотя по данным электронной базы Агента в качестве грузополучателя действительно значился Покупатель, в выдаче груза последнему было отказано, т.к. Агенту не были представлены оригиналы коносаментов. Копии коносаментов на груз, по мнению Агента, юридическую силу не имеют. В связи с отказом Агента выдать груз Покупатель обратился с иском в хозяйственный суд с требованиями обязать Агента выдать Покупателю груз и оригиналы коносаментов на груз.

Решением суда первой инстанции иск Покупателя был удовлетворен полностью, Агент Линии был обязан выдать в пользу Покупателя груз и оригиналы коносаментов на груз. Апелляционный суд отменил решение суда первой инстанции и в удовлетворении исковых требований отказал.

Условия договора морской грузоперевозки, как правило, содержатся на лицевой и оборотной стороне коносамента. В данном коносаменте в качестве регулирующего права было выбрано иностранное право. Применение права иностранного государства украинским судом в процессе рассмотрения спора, как правило, не представляется возможным. Поэтому даже при наличии во внешнеэкономическом договоре оговорки о выборе иностранного права, украинские суды, как правило, применяют нормы законодательства Украины совместно с международно-правовыми нормами (аналогичным образом происходило рассмотрение данного спора).

Следует отметить, что международно-правовые нормы в сфере морских грузоперевозок предусматривают обязательное предоставление грузополучателем оригиналов коносаментов на груз перевозчику (его агенту) в порту назначения. Это следует уже из самого определения термина «коносамент», содержащегося в Конвенции ООН о морской перевозке грузов 1978 года: «коносамент означает документ, который подтверждает договор морской перевозки и прием или погрузку груза перевозчиком, и в соответствии с которым перевозчик обязуется сдать груз против этого документа», а также из положений абзаца 2 пункта 19 ИНКОТЕРМС-2000: «… тот факт, что владение коносаментом необходимо для получения товаров от перевозчика в месте назначения, особенно усложняет его замену электронным документом». Обязательное наличие у грузополучателя оригиналов коносаментов на груз, как известно, является устоявшимся международно-правовым обычаем делового оборота в отрасли морских грузоперевозок. Ведь по своей сути коносамент является разновидностью товарораспорядительных ценных бумаг, которые предоставляют их держателю определенные права в отношении товара (в случае с коносаментом — право на получение такого товара у перевозчика (его агента) в порту назначения). Следовательно, для реализации указанного права грузополучателю (держателю коносамента) необходимо иметь «на руках» оригиналы указанного коносамента и сдать их перевозчику (его агенту) для подтверждения своих прав и факта выполнения перевозчиком своих обязанностей.

Отметим, что ни КТМ Украины, ни иные нормативно-правовые акты, в той или иной мере регулирующие отношения грузоперевозок (в частности, ГК и ХК Украины), не содержат прямых норм, определяющих порядок и условия выдачи груза в порту назначения (в частности, порядок выдачи груза при отсутствии оригиналов коносаментов на груз).

Единственная норма, которая регулирует указанные отношения, — статья 162 КТМ Украины, из которой следует, что груз выдается в порту назначения по именному коносаменту лицу, указанному в таком коносаменте. С нашей точки зрения, приведенная норма также, хоть и не прямо, но косвенно подтверждает обязательное наличие у надлежащего грузополучателя оригиналов коносаментов на груз.

Статьей 135 КТМ Украины предусмотрено, что правоотношения между перевозчиком и грузополучателем определяются коносаментом. Это означает, что законодательство Украины предоставляет сторонам договора перевозки право самостоятельно определить в договоре перевозки (коносаменте) правила, которые будут применяться к отношениям между ними, в том числе, к отношениям между перевозчиком и грузополучателем. Не вызывает сомнения, что эти правила должны охватывать порядок выдачи груза. Преамбула лицевой стороны коносамента, которым оформлялась перевозка данного груза, предусматривала, что любые права и обязанности Линии (ее агентов) перед грузополучателем возникают только при предъявлении, по крайней мере, одного оригинала коносамента на груз.

Таким образом, законодательство Украины, международно-правовые нормы и обычаи в области морских грузоперевозок, а также условия договора перевозки, содержащиеся в коносаменте, подтверждают правомерность позиции Агента, а именно отказа от выдачи груза Покупателю, в связи с непредъявлением последним оригиналов коносаментов на груз.

Интересно, что суд первой инстанции занял противоположную точку зрения. В решении суд исходил из необходимости правовой защиты прав Покупателя как собственника товара (поскольку в соответствии с условиями контракта, на момент доставки товара в порт назначения право собственности на товар уже перешло к Покупателю). Исходя из этого, свое решение суд основывал, в первую очередь, на общих нормах ГК Украины, устанавливающих гарантии и способы защиты права собственности. Кроме того, суд обязал Агента выдать Покупателю не только товар, но и коносаменты на него (поскольку, по мнению суда, реализация права собственности Покупателя на принадлежащий ему товар без наличия коносаментов будет невозможна).

Апелляционный суд не согласился с вышеизложенными выводами суда первой инстанции и принял прямо противоположное решение. В своем постановлении он указал, что коносамент оформляется перевозчиком в момент приема груза от грузоотправителя в порту погрузки и является, во-первых, доказательством заключения договора перевозки, во-вторых, доказательством факта передачи товара перевозчику, в-третьих, разновидностью товарораспорядительных ценных бумаг, предоставляющей держателю коносамента право распоряжения грузом. Таким образом, коносамент по своей правовой природе может быть оформлен исключительно линейным агентом в порту погрузки (с выдачей всех оригиналов коносаментов грузоотправителю для последующей передачи грузополучателю), что исключает возможность его повторного оформления линейным агентом в порту назначения. Исходя из изложенного, Агент не обязан (более того, не имеет права) осуществлять повторное оформление и выдачу Покупателю оригиналов коносаментов на товар.

Что касается отказа Агента выдать Покупателю груз без предъявления последним оригиналов коносаментов, то такой отказ, по мнению апелляционного суда, является правомерным и обоснованным, т.к. обязательное предъявление оригиналов коносаментов при получении груза в порту назначения предусмотрено законодательством Украины, международно-правовыми нормами, а также обычаями в сфере международных морских грузоперевозок.

Тот факт, что Покупатель был лишен возможности получить груз, вследствие отсутствия оригиналов коносаментов, безусловно, является нарушением его законных прав, однако указанное нарушение было допущено не Агентом, а Продавцом, который, в нарушение своих обязательств по контракту, не передал коносаменты Покупателю. Таким образом, по мнению апелляционного суда, в данном случае имеет место спор о праве собственности на груз между Покупателем и Продавцом (а не Агентом), который должен рассматриваться в порядке, предусмотренном внешнеэкономическим контрактом, заключенным между ними.

Возврат к списку