Новости

28.08.2013

Федеральная таможенная служба (ФТС) 14 августа перестанет применять процедуру таможенного транзита с использованием книжек международных дорожных перевозок (TIR), предусмотренных Таможенной конвенцией ООН от 1975 г., сообщила ФТС в письме.

Сейчас 68 стран (в том числе и Россия), подписавших конвенцию, используют упрощенную процедуру перевозки грузов, при которой нет необходимости проходить досмотр и вносить таможенные платежи при каждом пересечении границы.

В стране отправления груз пломбируется, а поставщик получает специальную книжку TIR с отрывными талонами. При пересечении границ страны-участницы конвенции достаточно просто предъявить такой талон, который служит финансовой гарантией уплаты всех таможенных платежей.

Когда ФТС объявила, что перестанет принимать книжки по процедуре TIR без финансовых гарантий уплаты пошлин и налогов, предусмотренных российской процедурой, многие не поверили, рассказывает советник DLA Piper Марина Лякишева.

В России эта система работает плохо, а АСМАП не выполняет обязательств, пишет ФТС. Долг АСМАП вырос с 7,3 млн руб. в 2010 г. до 16,6 млн в 2012 г., а задолженность из-за нарушения международной процедуры превышает 20 млрд руб.

У АСМАП другие данные. Таможня выставила 105 требований об уплате таможенной задолженности на 92,3 млн руб., сообщает гендиректор АСМАП Андрей Курушин в письме к директору ФТС Андрею Бельянинову (копия есть у «Ведомостей»): 87 требований оплачено, 10 обжаловано в суде и признано необоснованными, лишь 8 (на 11,5 млн руб.) находится на рассмотрении; срок их оплаты не истек.

Аналогичные данные и у Международного союза автомобильного транспорта.

Расхождений в оценке задолженности АСМАП быть не может, уверена Лякишева. В Международном союзе автотранспорта действует система Safe TIR, которая позволяет отслеживать состояние каждой книжки и долг по ней в режиме онлайн. Представитель ФТС расхождения не комментирует.

ФТС не предупреждала Международный союз автомобильного транспорта, хотя он как раз и уполномочен ООН следить за эффективной работой системы TIR, замечает директор департамента TIR Марек Ретельски: «Никто не понимает, чем мотивировано это необоснованное решение, принятое Россией в одностороннем порядке».

Это решение стало сюрпризом, признается Шемета в письме Бельянинову: Таможенная конвенция предполагает, что сначала следует провести консультации с остальными сторонами или хотя бы поставить их в известность.

Представители правительства и Минэкономразвития не смогли прокомментировать ситуацию. Федеральный чиновник, знакомый с проблемой, заметил, что решение ФТС следовало бы оформить в виде нормативно-правового акта, который должен был пройти оценку регулирующего воздействия с участием заинтересованных сторон.

Бизнес готовится к росту издержек. Компаниям придется оформлять сертификат обеспечения уплаты таможенных платежей, при поставке оригинал этого сертификата нужно будет привезти на границу, объясняет Лякишева: «Какое уж тут электронное декларирование?» Даже при оформлении банковской гарантии или предварительном декларировании и перечислении всех платежей еще до въезда товаров основанием для пропуска товара через границу все равно будет оригинал сертификата на уплату, подчеркивает она.

Правда, есть альтернатива предъявлению оригинала сертификата на границе, знает Лякишева, но тогда потребуется договор поручительства с ФТС, а выдает такие поручительства фактически только ФГУП «Ростэк». Цена книжки TIR — $50-100, продолжает Лякишева, а услуги «Ростэка» обходятся в 1000 руб. за доставку товара на 20 м через границу и от 30 000 до 60 000 руб. — за доставку во внутренний таможенный орган.

Время дороже, поставки должны быть бесперебойными, замечает руководитель департамента логистики Supra Константин Алехин: «На границе работает только «Ростэк», и складывается ощущение, что решение направлено на его поддержку».

Решение ударит по импортерам как раз в высокий сезон — в сентябре — октябре, отмечает представитель Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Антон Гуськов, цены вырастут, а часть товаров будет поступать с задержкой.

Возврат к списку