Новости

28.11.2016

Жизнь налаживается?  

  За октябрь 2016-го количество перевезенных пассажиров впервые за долгое время увеличилось по сравнению с октябрем 2015 года на 4%. По данным Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации), положительного показателя удалось добиться за счет развития перевозок во внутреннем сообщении на 8,2%. Однако и международные снизились незначительно – на 0,8%. Если же говорить об объемах перевозок с начала года, то показатели выглядят не столь оптимистично. За 10 месяцев 2016-го российские авиакомпании перевезли на 6,8% меньше пассажиров, чем за аналогичный период 2015-го. С начала года их услугами воспользовалось 75,3 млн пассажиров, а год назад – 80,9 млн человек. При этом в международном сообщении было перевезено 27,3 млн пассажиров, что на 23,1% ниже аналогичного показателя прошлого года, а во внутреннем – 48,1 млн пассажиров (+5,8%). Несмотря на то, что наибольшее падение объемов продолжает демонстрировать международное направление, можно отметить, что темпы отрицательной динамики несколько замедлились. По итогам января – августа падение составило 26,5% по сравнению с январем – августом 2015-го. Эксперты связывают это с тем, что теплый сезон на российских курортах закончился и пассажиры частично переключились на зарубежные направления. 
  Кроме того, на рынке усиливается консолидация рынка авиаперевозок. Рыночная доля 15 крупнейших перевозчиков в первые 10 месяцев года составила 90%, доля пяти основных игроков рынка («Аэрофлот», «Сибирь», «Россия», «ЮТэйр», «Уральские авиалинии») выросла на 18,3 п. п. и составила 67,1% (50,5 млн пассажиров). Таким образом, можно констатировать, что консолидация рынка авиаперевозок и увеличение доли авиакомпаний-лидеров продолжаются. «Аэрофлот» увеличил перевозки на 10,5%, до 24,3 млн человек, «Сибирь» (бренд S7) – на 17,8%, до 8,2 млн человек, «Россия» (дочерняя авиакомпания «Аэрофлота») – на 63,1%, до 6,8 млн пассажиров (более сильный рост связан с консолидацией бизнеса «России» и «Оренбургских авиалиний»), «ЮТэйр» – на 17,3%, до 5,6 млн человек, «Уральские авиалинии» – на 16,7%, до 5,5 млн пассажиров.
  «Положительная динамика основных производственных показателей «ЮТэйра» достигнута за счет повышения эффективности управления сетью региональных маршрутов и флотом авиакомпании, а также стыковочной программой в московском аэропорту Внуково. Кроме того, нам удалось перейти на трехволновое расписание во Внуково, когда основная часть программы полетов по нашим ключевым направлениям включает в себя не только утренние и вечерние, но и дневные рейсы», – прокомментировал президент «ЮТэйр – Пассажирские авиалинии» Алексей Будник. В целом за 10 месяцев 2016-го российские авиакомпании перевезли на 6,8% меньше пассажиров, чем за аналогичный период прошлого года.
  Надо отметить, что авиакомпании долгое время старались держать цены на одном уровне и даже снижать на некоторых направлениях, несмотря на рост цен на топливо в среднем на 15% по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. Однако накануне праздников стоимость авиабилетов традиционно начала увеличиваться.

Ставка на грузы?

  По данным Росавиации, в октябре текущего года грузооборот российских авиакомпаний вырос на 33,6% и составил 627,4 тыс. т-км. В международном сообщении рост составил 37,7%, а во внутреннем – 11,4%. Объем перевозок грузов и почты за указанный период остался на уровне 2015-го. Если транспортировка товаров за рубеж уменьшилась на 3,6% и составила 67 тыс. т, то во внутреннем сообщении объемы перевозок грузов и почты продолжили показывать положительную динамику (+9,9% в октябре 2016-го в сравнении с октябрем 2015-го) и составили 26 тыс. т.
  По итогам 10 месяцев грузооборот российских авиакомпаний вырос на 17,6%. Объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 778,4 тыс. т, что на лишь на 0,4% больше, чем за 10 месяцев 2015-го.
  Если анализировать работу ключевых игроков, то можно отметить, что грузооборот крупнейших авиакомпаний за 10 месяцев 2016-го вырос на 24,2%. При этом за 10 месяцев текущего года пять крупнейших российских авиакомпаний перевезли 618,7 тыс. т грузов и почты, что на 5,3% выше показателя за 10 месяцев 2015-го.
  В первой пятерке грузоперевозчиков каких-либо изменений нет. Лидер – авиакомпания «ЭйрБриджКарго». Несмотря на то, что авиаперевозчик снизил объемы всего на 0,9% относительно итогов 10 месяцев прошлого года, тем не менее он доставил в 2 раза больше грузов (409 тыс. т), чем остальные четыре авиакомпании, вместе взятые. «Аэрофлот» за 10 месяцев работы прибавил 27,7%, «Сибирь» – 9,5%, «Волга-Днепр» отстает от своих показателей за 10 месяцев прошлого года на 11,9%, а «ЮТэйр» сохранил динамику предыдущих месяцев, увеличив объем перевезенных грузов на 43,9%. Положительную динамику активно наращивает также ряд компаний, не входящих в топ-5. Так, «Россия» увеличила объем перевозок грузов и почты на 96,2%, «Уральские авиалинии» – на 51,9%. По итогам 10 месяцев грузооборот российских авиакомпаний вырос на 17,6%. Объем перевозок грузов и почты остался, можно сказать, на уровне аналогичного периода прошлого года и составил 778,4 тыс. т, что на лишь на 0,4% больше, чем за 10 месяцев 2015-го.
  Несмотря на то, что авиакомпании не упускают возможности заработать, все-таки основной профиль российских воздушных перевозчиков – это транспортировка пассажиров, а не грузов, и говорить о том, что рынок вышел из зоны турбулентности, пока рано.

Источник: rzd-partner.ru

Возврат к списку